Особенности покупок в интернет-магазинах

В настоящее время самое массовое воздействие на все сферы общественной жизни оказывает Интернет. Интернет уже давно не просто средство массовой информации, это и способ общения, и способ зарабатывания денег, а также способ ведения своего бизнеса.

Сегодня почти каждая компания имеет сайт в Интернете. Наличие сайта во многом упрощает процесс поиска информации о деятельности той или иной компании, а также продукции и услугах, которые она предлагает.

Список товаров, продаваемых в Интернете очень обширный: это и косметические товары, мебель, электротехника, детские игрушки и многое другое. С уверенностью можно сказать, что каждый активный пользователь глобальной сети заказывал что-либо в интернет — магазинах и знаком с процедурой оформления заказа и доставки товара. Покупки в сети Интернет значительно экономят время, к тому же в таких магазинах можно найти товар, который в торговых центрах не бывает в наличии. Что не мало важно — в интернет — магазинах чаще всего и цены ниже, чем в обычных.

Но помимо плюсов, есть и ряд минусов: нет стопроцентной гарантии, что заказ придет в указанный на сайте срок, а также целый и невредимый. Кроме того, нет уверенности, что товар Вам подойдет, например, по размеру (если это, например, предметы одежды). Помимо прочего, прислать могут совершенно не то, что вы хотели получить, поскольку человеческий фактор никто не отменял – упаковщик заказа может попросту положить не тот товар. Однако, на этом проблемы могут не ограничится.

В нашу компанию за юридической помощью обратился клиент с просьбой разъяснить, могут ли быть с него взысканы расходы на доставку почтой товара, который он заказал в интернет-магазине, но не смог забрать вовремя. Товар клиентом не был оплачен заранее. Предполагалось, что оплата будет осуществлена при получении посылки. Однако, внезапно клиента отправили в длительную командировку, что не позволяло забрать посылку. Вскоре ему по электронной почте пришло письмо следующего содержания (письмо цитирую дословно, сохраняя авторскую орфографию и пунктуацию):

«Добрый день уважаемый клиент! Ваша посылка «Портмоне Texas Long» до сих пор находится на почте! Вам необходимо ее забрать до 28.02.2015 в противном случае сумма будет взыскана через коллекторскую компанию, согласно ст. 26.1, закона ФЗ-264. Которая впервые установила особенности правового регулирования договора купли-продажи дистанционным способом, согласно п.4 вы обязаны возместить продавцу в случае отказа от приобретенного ранее товара – это расходы продавца на доставку возвращенного товара.

С уважением, Юрист интернет-магазина».

Итак, юрист (хотя я лично сомневаюсь, что писавший данное письмо имеет высшее юридическое образование) интернет-магазина требует возместить расходы на доставку возвращенного товара. Вопрос – имеет ли право продавец в данной ситуации требовать оплатить расходы на доставку товара по обратному адресу?

Первое, что мы объяснили клиенту, проанализировав ситуацию, —  в действительности он имеет право отказаться от данного заказа. На этот счет в статье 26.1 Закона о защите прав потребителей существует норма, согласно которой покупатель может отказаться от товара в любой момент до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. К тому же продавец обязан возвратить покупателю уплаченные им ранее денежные средства (если была осуществлена предоплата).

В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2014 года N 234, заказ хранится на почте в течение 30 дней, через 5 рабочих дней после отправки первого извещения, адресату направляется вторичное извещение. Если покупатель и после второго извещения не является на почту за заказом, регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются продавцу за его счет по обратному адресу.

Таким образом, юрист интернет-магазина ввел нашего клиента в заблуждение, вменив ему в обязанность оплатить стоимость возврата товара. Кроме того, несостоятельной является ссылка юриста на ст. 26.1 ФЗ — 264, поскольку в данном законе нет нормы, которая устанавливала бы особенности регулирования договора купли-продажи дистанционным способом.

В заключении хотелось бы дать несколько советов всем, кто планирует совершить ту или иную покупку через какой-либо интернет-магазин:

  1. По возможности не стоит приобретать товар по предоплате, поскольку при получении товара может обнаружится, что пришло совсем не то, что Вы ожидали и потом Вам придется предпринять ряд дополнительных усилий, чтобы вернуть уже оплаченные средства.
  2. Если Вам пришел не тот товар, который Вы заказывали, помните – его обратная пересылка осуществляется за счет продавца.
  3. Если Вы не смогли вовремя забрать заказ на почте, и посылку вернули назад – данные расходы оплачивать вы не обязаны.

В случае, если у Вас возникли трудности при возврате товара или Вам необходима помощь в защите Ваших прав, как потребителя тех или иных товаров и услуг, Вы всегда можете смело рассчитывать на нашу квалифицированную помощь. Обратиться за консультацией и любой правовой помощью можно через сайта нашей компании  ООО «Орлеан»