История одного подряда

Пока свежи воспоминания, решила поделиться со своими дорогими читателями успехами старта моего второго бизнеса, который не имеет никакого отношения к юриспруденции и связан с производством товаров.

В начале мая между нашей фирмой и одним из подрядчиков состоялось подписание акта оказания услуг по производству первой партии товара. В тот же день мы объявили ему о завершении сотрудничества и пожелали успехов на его поприще уже с другими заказчиками. Причинам случившегося и будет посвящен мой сегодняшний пост.

Было ли у вас такое, что ваши взаимоотношения с конкретным человеком настолько тяжелы и тягучи, что вам уже просто невыносимо от мысли о малейшем соприкосновении с ним? И вот наступает ваша последняя деловая встреча для проставления подписей на закрывающих документах, и вас настолько распирает от радости осознания, что вы больше никогда не встретитесь, что вы уже совсем не злитесь и со спокойной улыбкой ставите последние росчерки на бумагах. Но ваш, без пяти минут бывший деловой партнёр, так и не может отпустить ситуацию, и буквально весь ерзает от негодования и досады. А потом и вовсе начинает истерить, не сумев справиться с нахлынувшими эмоциями. Думаю, у многих читающих меня предпринимателей было нечто похожее.

За месяц до подписания упомянутого акта мы заключили договор с одним подрядчиком на изготовление первой партии нашего товара. Сделали предоплату, передали необходимые материалы и, мысленно перекрестившись, стали ждать первой приемки. Как выяснилось впоследствии, крестились мы зря, бог так и не объявился в цехе нашего подрядчика.

Примерно через неделю после заключения договора и передачи сырья для производства, подрядчик пригласил нас на первую приемку продукции, которая по объему составляла около 40% всей партии. Мой партнер не смог приехать на встречу, и я поехала осматривать продукцию сама. Пока добиралась до места производства, старалась не тешить себя ненужными ожиданиями и заранее ничего не продумывать, поскольку это все бессмысленно. По факту, как правило, всегда бывает нечто неожиданное.

Приехала на место, зашла в цех и, еще не успев подойти поближе, заметила первый брак. Мгновенно заподозрив неладное, тут же начала внимательно осматривать товар и просто обалдела. На грубую вскидку объем брака составлял около 60%. При чем он был настолько очевиден, что можно было даже не присматриваться. Не менее броским было поведение подрядчика. Он делал такой вид, что все нормально.

Представьте ситуацию, что вы, например, решили купить себе в офис 10 кресел. Определились с моделью, сделали заказ, перевели оплату. И вот вы пришли их забирать к продавцу, и при осмотре товара вырисовывается следующая картина — 6 из 10 кресел не пригодны для использования в принципе: на каких-то отсутствуют подлокотник, где-то даже оба, на некоторых нет спинки, или кресло без колесиков, или не поворачивается, или не регулируется по высоте. И вы такой стоите и смотрите немым укором в сторону продавца, а он вам: «А шо такова? Шо-то не так?!»

Вот ровно так же было в моем случае. Я стояла и молча смотрела на этот ужас, а подрядчик делал вид, что все гуд. Если честно, сразу после обнаружения всего этого великолепия у меня сердце просто встало. Какое-то время пришлось подождать, когда оно нормально запустится и пелена перед глазами рассеется, чтобы иметь возможность выстроить дальнейший диалог. При этом умом я уже понимала, что судя по тому, что я вижу, любые дальнейшие переговоры вряд ли в корне поменяют ситуацию.

Около получаса я осматривала первую партию товара в ожидании, когда ко мне вернётся дар речи, а заодно и пульс. Что я только не успела обдумать за это время. Много всего. Подрядчик стоял как вкопанный, видимо доперев, наконец, что что-то не так, но скорее всего мой внешний вид не сильно располагал к началу беседы, и он не осмеливался нарушить воцарившуюся в помещении гробовую тишину.

Чуть поодаль от нас стояло пару его сотрудников, принимавших участие в изготовлении первой партии. На короткое время превратившись в статуи, и они перестали издавать какие-либо звуки. Если честно, я настолько глубоко погрузилась в себя и в анализ всего происходящего, что только когда вынырнула из своих безрадостных дум, обнаружила возле себя три статуи из живых людей, которые смотрели как приговоренные к расстрелу, хотя я ещё ничего не успела сказать.

Заметив тревогу в глазах этих людей, я вспомнила своих сотрудников, которые все время говорят, что лучше бы я на них ругалась, чем вот так молчу и им страшно подойти. Вот вроде хочешь как лучше, любишь людей, стараешься их понимать, что бы никого не травмировать, тихо — молча думаешь, подбираешь слова, а их почему-то колотит. Никому ведь и не приходит в голову, что мне тоже нелегко переваривать внутренними ресурсами организма все эти косяки, чтобы затем, не повышая голоса, в вежливый форме указывать на ошибки. А впоследствии после всех этих перипетий не иметь возможности нормально спать то из-за скачков давления, то от адских головных болей, которые не берут никакие обезболивающие. Каждый платит свою цену: один — за то, что все эмоции варит внутри, насколько сил хватает, другой — за свою несдержанность. Наш подрядчик в итоге поплатился за все сразу — и за брак и за неспособность держать себя в руках. Но об этом чуть позже.

На самом деле, давно замечено, что люди условно делятся на две категории: одни выплескивают недовольство наружу; вторые держат эмоции при себе и принимают решения уже с холодной головой. Мне ближе второй вариант. В моменте я лучше выдержу паузу. Все обстоятельно обдумаю. Что с человеком делать и делать ли вовсе. Затем дождусь, когда эмоции внутри полностью улягутся и еще раз все обдумаю. А дальше уже, как говорится, не обессудьте.

Спокойно указав подрядчику на брак и выйдя из цеха, я заторопилась в офис, чтобы выпить сердечных капель, ибо состояние было тяжелым. Без шуток. По дороге позвонила партнеру, сообщив, что бога нет и дела наши плохи. Партнер выразил надежду, что брак исправят и сушить весла рано. На том и порешили.

Через короткое время состоялась следующая приемка, на которой процент брака был чуть меньше, но все равно гигантский в пересчете на количество единиц товара.
Увидев идентичные прошлым недостатки товара, я спросила у подрядчика, проверял ли он качество товара перед тем, как передать его нам на осмотр. Подрядчик начал просто нагло хамить в ответ. Тут я окончательно поняла, с кем имею дело и насколько сильно мы влипли, заключив договор с этим исполнителем.

После второй приемки я напрочь утратила спокойный сон. Меня затрепало давление и головные боли. Ночами я была вынуждена пить капли и принимать разные таблетки, чтобы облегчить состояние, а утром совершенно разбитая, приступала к работе. В голове свербели очень неприятные мысли относительно судьбы нашей первой партии товара. И все мои обширные знания психологии пока не помогали мне быстро купировать свое тревожное состояние до более менее усредненной нормы. Ключевая проблема была в том, что мы не имели возможности осуществить быструю замену подрядчика по ряду причин, для устранения которых требовалось время. И оно текло не в нашу пользу.

Долгий месяц, который показался мне длинною в год, из приемки в приемку видя, что объем брака держится примерно на одном уровне, я молча фиксировала все выявленные нарушения. Стоит отметить, что хамство подрядчика росло в геометрической прогрессии. Особенно удивили его слова: «А я то тут при чем? Не я же производил этот товар. Это дело рук моих сотрудников». Тут, как говорится, занавес и тушите свет. Даже комментировать это не буду. Сами понимаете, что если предприниматель приводит такие аргументы в оправдание брака, то лучшее, что с ним можно сделать — быстро закончить заказ и больше никогда не работать в дальнейшем.

Проявив нечеловеческую выдержку, сдержанно реагируя на все выкрутасы подрядчика, мы, наконец, дождались исправления недостатков товара и вышли на финишную прямую под названием подписание акта оказания услуг. И здесь уже подрядчику пришлось пережить боль от столкновения с немного другой реальностью, именуемой ответственность за свои слова и поступки.

Мой партнёр сильно переживал, как будет проходить подписание акта, видя все нюансы неадекватного поведения контрагента. К моменту пика переживаний партнера, мои эмоции уже закончились. Я их остро прочувствовала внутри себя, дала каждой название, переварила, переосмыслила, проанализировала и успокоила. Знания психологии все-таки победили. К моменту подписания акта я была настолько спокойной и сосредоточенной, что уже ничто не могло вызвать во мне даже малейшей вибрации. Заранее высчитав до копейки сумму штрафов и неустойки, а также стоимость испорченного сырья, я посоветовала партнёру выбросить все ненужные переживания из головы и просто ждать дня подписания документов. Также спокойно и хладнокровно, как дождалась его я.

И вот наступил долгожданный день подписания акта оказания услуг. Подрядчик самонадеянно перешагнул порог моего офиса и даже попытался сделать вид, что спокоен. Внимательно посмотрев ему в глаза и приметив сильнейшую пульсацию на сонной артерии, а также увеличенные зрачки, я милейше улыбнулась и начала зачитывать акт. Как правило, на всякий случай в таких ситуациях я страхуюсь, организовывая видео и аудио фиксацию происходящего. Мало ли что. Всякое бывает.

К концу второй страницы акта у подрядчика сильно исказилось лицо, и он, словно обиженный ребёнок, заявил, что с суммой расчетов не согласен. «Что ж, товарищ дорогой, вполне ожидаемо. Только все эти неустойки не покроют и малой части выпитой у нас за период сотрудничества с тобой крови», — подумала я про себя и снова улыбнулась. Дальше события развивались по классике жанра. «Да я ж вот старался». «Мы ж брак то исправляли как могли». «Я думал, что вы нормальные, а вы вон как».

После нескольких инфарктов, десятков бессонных ночей, килограммов загубленных нервных клеток и всех сопутствующих неприятностей, которые доставил нам этот человек, я уже вообще никак не реагировала на его слова. Не уловив сочувствия в моем лице, подрядчик перешёл к тяжёлой артиллерии, начав сыпать проклятиями. Мол, из-за нас теперь его люди, которые выполняли наш заказ, не дополучат свои зарплаты.

«Зарплаты?» — снова подумала я про себя. «Как можно вцелом претендовать на какую-либо зарплаты при таком качестве работы?». Но вслух я лишь произнесла, что мы как-нибудь переживём все эти проклятия, которые нам сулит подрядчик. Нашёл, конечно, чем напугать. Мы после каждой приемки фактически умирали, а потом воскресали из ада. А он тут про проклятия. Да у меня банально кровь в жилах закончилась. Он ее тупо всю выпил своей халтурой, враньем и запредельным хамством. Когда мой организм после этого апокалипсиса восстановится, это ещё вопрос. На мне можно каленое железо тушить, я уже ничего не чувствую, нервы просто сгорели до тла. Проклятия в мой адрес это почти букет цветов после того, как мы посчитали все свои убытки.

По поведению подрядчика было видно, как ему страстно хотелось со мной подискутировать, провентилировать эмоции. Но я отвечала коротко и односложно. В любой ситуации, когда я принимаю решение расстаться с человек, я никогда не говорю ему вдогонку, какой он плохой, ибо искренне считаю, что все люди хорошие, просто у каждого свое мироощущение и уровень нормы. Мы расстаемся — это значит, что оба хорошие, просто разные и вместе нам трудно, поэтому не стоит мучать друг друга. В моей голове именно такая логика. Поэтому я не ношу в душе камни по отношению к тем людям, с которыми не сложились отношения. Это все равно, что обижаться на воду, что она мокрая. Быть мокрой — это ее природа. Но при этом не значит, что стоит ходить в сырой обуви. Если она протекает, то лучше купить новую, а старую выбросить.

В общем, бился он бился об меня как рыба об лёд, в итоге деваться некуда. В акте все до единой буквы — правда, и все до копейки точно. Можно сколько угодно разводить демагогию, но факты вещь упрямая. В итоге подписал документы, забрал свой гонорар за вычетом штрафов и ретировался, громко хлопнул дверью.

Я мысленно перекрестилась (снова забыв, что бога нет) и выдохнула. Партнёр сказал, что восхищён моей выдержкой не меньше, чем удивлён поведению подрядчика. Я же почувствовала облегчение и тихую радость, что больше никогда в жизни не буду иметь дел с этим человеком.

Вот такие они — будни предпринимателей. Но мы держимся. Пожелайте нам удачи.