Про жадных юристов
Ну что, други мои, пришло время поговорить о нелегкой долюшке нашего брата, юриста.
Признаюсь, редко встаю на сторону коллег по цеху, ибо развелось среди них нечистой силушки (читаем «мошенников»). Но недавний случай, произошедший с клиентом, который пришел от «жадного мошенника» (читаем в данном случае — опытного профессионального юриста, у которого стажа больше, чем мне полных лет) вынудил меня извергнуть этот полный боли и скорби пост. Хотя, как обычно не буду обременять читателя тем, что внутри, выкажу лишь то, что на поверхности, но почему-то не каждому заметно.
Итак, позвонил мне недавно приятный по голосу мужчина с целью записаться на консультацию. Вопрос его волновал юридический. В коротких формулировках потенциальный клиент объяснил, что он индивидуальный предприниматель и в настоящее время судится в арбитражном суде с одним нерадивым подрядчиком. К горю своему, сменил двух юристов, которые оказались «врунами» и «ворами». Начитался обо мне, сердечной, отзывов в интернете и уверился в моей кристальной честности, широте ума и, в довесок, красоте распрекрасной. Жаждет встречи и ищет помощи в нелёгком своем деле по защите его интересов в суде.
Выслушав недолгую прелюдию, задумалась. Немудрено, что человеку может попасться один плохой юрист, но сразу два — это уже интересно…
Мои конструкторские мозги начали по обыкновению генерировать варианты разных событий и комбинации неудачных совпадений, могущих привести к такому плачевному исходу у этого многострадального мужчины с мягким и даже заискивающим тембром голоса (что меня ещё больше напрягло). Но картинка не складывалась. Весь мой анализ выводил к одному — что-то не то с самим клиентом. Но по обыкновению, запретив себе вешать заранее ярлыки до полного выяснения обстоятельств, я преспокойно согласилась дать консультацию.
Встретились мы с клиентом не у меня в офисе, а в ресторане «Лабиринт». Думаю, всем известно, что это один из лучших (читаем — дорогих) ресторанов в нашем городе.
В принципе, я привыкла к тому, что клиенты — предприниматели часто назначают встречи именно там. Но в случае, когда человек предварительно сообщил, что имел дело именно с «врунами» и «ворами», юристами, оказавшимися «жадными» и «пытавшимися ободрать, как липку», его приглашению в ресторан я удивилась.
Постоянно пресекая свою интуицию (которая редко ошибается), прибегнув к чертогам своего холодного рассудка и разложив таки психотип звонящего на составляющие, мне показалось, что человек он, мягко скажем, прижимистый. Но пазл до конца не складывался из-за слова «Лабиринт».
Не нужно быть психологом, чтобы понимать простую истину. Видя повсеместно в людях такую черту как жадность, видящий, вероятно, зеркалит сам себя.
Но встреча была назначена. И надо было ехать.
Не буду утомлять читателя описанием деталей внешнего вида ожидавшего меня сеньора, скажу коротко — прошагав до нужного столика пять шагов, я сразу поняла, с кем имею дело. И, в принципе, мне преспокойно можно было возвращаться туда, откуда пришла. Но, боюсь, такое поведение было бы не понято и, бог весть, как оценено, а слыть «неадекватным» человеком в своем городе только из-за того, что слишком быстро вычисляешь людей (часто — даже не поговорив с ними), как то не хотелось.
Опущу детали того, как клиент подошёл к выбору блюд. Отмечу, что аппетит у меня отпал напрочь, хотя мы встречались в 16 часов, а я ещё не успела пообедать. Жадность этого человека была размером с него самого.
В ходе беседы предприниматель сообщил, что не повезло ему с юристами. Попались очень жадные люди, которые его, как ему показалось, хотели обобрать.
Смекнув мгновенно, в чем подвох, я решила таки удостовериться, правильно ли угадала в своей голове проблему клиента.
Правильно.
Клиент пришел к одному юристу. Уточнил, сколько будет стоить его участие в суде. Юрист сообщил, что одно судебное заседание стоит столько-то. Отметил, что количество судебных заседаний по такой категории дел бывает в среднем от 2 до 5. Точнее сказать не может. Нужен анализ документов и всей ситуации.
Клиент дал первому юристу документы для анализа. По документам все было относительно ровно. Вышли в суд. Состоялось первое заседание, на которое пришла вторая сторона и пролила свет на те факты, о которых наш клиент умолчал. Дело пошло совершенно по другому сценарию. Юрист объяснил клиенту, что дело оказалось сложнее, чем ожидалось, расходы клиента в связи с этим увеличатся. Клиент был не доволен, посчитал, что юрист его просто грабит и обманывает.
Пошел к другому юристу. Другой юрист назвал стоимость дела, посмотрев те же документы. По документам ничего не предвещало беды. Потом юрист вышел в суд. Сразу на второе заседание, где тот же ответчик огорошил его неожиданными деталями дела. Юрист в шоке пришел к клиенту и сказал, что дело осложнилось, выиграть его будет очень энергозатратно, стоимость услуг будет дороже.
Что сделал наш драгоценный клиент?
Правильно. Написал негативные разгромные отзывы на обоих юристов в интернете. Там же нашел меня, заочно возлюбил меня и уверовал, что я ему выиграю дело и почти задаром.
Не вышло.
Если же я вам скажу, как он мне донес то, что я уже перевела на понятный язык в паре вышеизложенных абзацев, то дело с его «колокольни» было так. Он обратился за помощью к первому юристу по своему несложному, по его мнению, юридическому вопросу, суть которого была взыскать долг по простецкому, с его слов, договору. Юрист оказался хапугой, сначала сказал одну цену, а после первого судебного заседания его услуги вдруг стали дороже. Клиент это понял так: «Дело то простое, яйца выеденного не стоит. Юрист решил нагнать жути, забить голову, чтоб срубить денег». То есть клиент, совершенно не понимая, что дело его из разряда «простецких» давно уже перешло в «гиблое», все свалил на юриста — «грабителя».
Ну и второй юрист у него «такой же хапуга» в итоге оказался.
Слушала я, слушала, эти излияния и ощущение дежавю меня не покидало…
Придет, бывало, очередной клиент в офис, расскажет тебе свою историю. Ты ему на эту историю и сообщаешь примерную стоимость услуг, которая не может быть точной до рубля, поскольку никогда не известно, сколько будет точно судебных заседаний, подаст ли другая сторона встречный иск, будет ли писать возражения, да и придет ли она вообще в суд и будет ли отбиваться. Ну а потом выходишь в суд и выясняется, что твой родимый клиент тебя обманул самым бесстыжим образом. Утаил от тебя кучу деталей, не рассказал ряд ключевых вещей. Ты в шоке едешь в офис, объясняешь клиенту, что дело приобретает совершенно иной поворот, ломаешь голову, как теперь его не то, что выиграть, а хоть как-то минимизировать убытки клиента.
Что ты получаешь в итоге за свои бессонные ночи мозгового штурма?
Правильно. Отзыв в интернете из разряда, что ты жадный до денег человек и креста на тебе нет, что сначала ты сказал (основываясь на чистейшем вранье клиента) одну сумму расходов, а потом твои услуги вышли по стоимости дороже. При том, что в суде вся правда о твоём клиенте вылезла наружу, ты как мог ее отбеливал в глазах судьи, да ещё и дело выиграть смог. Но все равно ты сволочь, потому что на первой консультации говорил, что заседаний будет от силы три, а их было аж пять (опять же их должно было быть гораздо больше, если бы ты тупил и не предпринимал адовых усилий, чтобы к каждому заседанию максимально все подготовить и зашлифовать все острые углы).
Кроме того, неоднократно приходится сталкиваться с ситуацией, когда у клиента после консультации случается частичная амнезия. И когда этот самый клиент приходит через какое-то время вновь, он может легко сказать, что его не предупреждали о том, что участие в суде платное, и его стоимость не входит в подготовку иска. Хотя данная услуга у нас даже отдельно в прайсе прописана.
Буквально недавно мы работали с клиенткой по разделу совместно нажитого в браке имущества, которая при каждой встрече странным образом забывала то дату вступления ею в брак, то дату расторжения брака, также путала дату приобретения совместной квартиры. К слову, квартира у них с мужем была всего лишь одна, и приобретена она была пять лет назад, а клиентке той не было ещё и сорока лет (то есть на деменцию тут никак не спишешь). Далее клиентка с завидной регулярностью меняла показания и, как могла, прогибала по стоимости услуг, опять же припоминая, что якобы на первой консультации мы ее не оповещали, что подготовка письменных документов (в частности, отзыва на встречный иск, который был подан ее бывшим мужем) у нас тоже платная.
Ну и вишенкой на торте стало ее заявление после второго (!) судебного заседания, что ее дело страшно затянулось (!), что она несет «непомерные расходы на юридические услуги» (на тот момент времени ее расходы составили около 15 тыс. руб.), и что она «не ожидала, что все так сильно затянется». Поверьте, я сейчас не пошутила. Именно так и было. Ее слова я буквально цитирую. Отмечу, что эта клиентка после своих заявлений сразу завоевала первый кубок на пьедестале за звание проблемных клиентов нашей компании. Поскольку доселе с нами такого не случалось.
Прокручивая все эти перипетии в своей голове, в тот момент времени, когда я выслушивала жалобы предпринимателя, с которого начала свое повествование, я, как человек, являющийся ходячим шрамом от ожогов «на молоке», решила, что еще одну «пробу» от такого специфичного клиента на мне просто уже негде будет поставить, ибо свободного места на коже просто не осталось.
Сконструировав в голове несколько вариантов развития отношений с этим человеком (и все не в мою пользу), которому все перебегающие дорогу юристы мерещатся жадными, мне резко поплохело, после чего я откланялась.
Стоит ли говорить, что, как правило, отзывы из разряда «жадный до денег юрист» (при этом, без малейшей объективной аргументации) оставляют люди, либо пойманные на лжи и скрывшие важные сведения от своего адвоката, пытавшиеся обмануть его и тем самым сэкономить на его услугах; либо люди из разряда особо ушлых, желающие получить все быстро, качественно и желательно бесплатно.
Ну и, в конце концов, если у этого конкретного юриста услуги показались слишком дорогими, почему бы не найти другого, который по карману и по амбициям? Цепями то никто не держит.
Но, почему то некоторые люди считают грамотных юристов, знающих себе цену и не готовых работать за еду, именно жадными.
Может быть все это является проекцией их собственной жадности на остальных? Как вы думаете?
P.S.
В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
/Русская народная поговорка/.